Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка проглотить слона целиком, как правило, приводит к печальным последствиям. Поэтому, когда вы приступаете к работе над новой песней, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т. д. разделите «слона» на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату.
Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам. Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не уверенно и, как следствие, грязно, «мимо денег». Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы изолируете музыкальную составляющую песни и естественно. Можете уделить ей больше внимания. Я предлагаю круглую «о», переходящую в «у» на высоких и в «а» на низких нотах, в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог «нэй» или «мяу», если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста.
Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило таково — меняйте дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях используйте активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.
Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке). Изолируйте их от основного материала и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.
После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.
Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в вокальном аппарате, «впеть» ее. Теперь запишите свое исполнение и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: «Все плохо!!!» или «Все отлично!» послушайте еще раз, уделите внимание мелочам. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки и запишитесь снова. Для качественного ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно. Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта — определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ отделить зерна от плевел.
© Е.Ю.Белоброва