Вокал для детей
За последние годы у меня появилось достаточно юных учеников онлайн для того, чтобы вывести некоторые важные факторы успешного обучения музыке через интернет. Самое важное — желание самого ребёнка петь. Если оно отсутствует, то будет очень сложно родителям. Придётся сидеть на уроках, подгонять всё время, контролировать. Если честно, я бы не взялась за такую работу. Если же ваш ребёнок любит петь, пытается это делать сам, или даже не пытается, но хочет попробовать — добро пожаловать на мои уроки!

Для обучения пению/музыке с нуля понадобится инструмент. Это должны быть клавиши: пианино или синтезатор. Потому что параллельно с обучением пению мы будем учиться нотной грамоте, общим музыкальным понятиям. Без этого сложно обойтись. Были у меня ученики, которые уже учились в музыкальной школе. Тогда проблем нет! Если ваш ребёнок учится на гитаре, скрипке или аккордеоне, его инструмента нам будет достаточно.


Как строится занятие

В первой части мы разбираем теоретический музыкальный материал, дальше мы играем это на клавишах и затем уже подключаем голос. Песни будут по нашему совместному с ребёнком выбору: то есть ребёнок может предложить своё, а я соглашаюсь или нет. Либо наоборот, предлагаю я и соответственно спрашиваю мнение ребёнка.

Нужно оборудовать вашему ребёнку удобное рабочее место. Компьютер или планшет должны находится поблизости от музыкального инструмента, чтобы не нужно было бегать туда-сюда. Смартфон подойдет только ребятам подросткового возраста. Маленьким детям надо видеть учителя крупно на экране. Нужно чтобы звук нашего с ним урока ребёнок хорошо слышал, поэтому колонки будет предпочтительнее. Очень хорошо если у вас есть микрофон и наушники, потому что обратная связь развивает самоконтроль.

Конечно же, очень важно поощрение близкими к такой деятельности. Надо хвалить, попросить показать, чем занимаемся, интересоваться. Если ребёнок любит выступать на праздниках, на днях рождения друзей обязательно тоже это всячески приветствовать, но не заставлять насильно демонстрировать «с табуреточки» своё искусство.

Во время урока не желательно находиться в одном помещении с ребёнком, а также надо оградить его от братьев и сестёр, чтобы ему никто не мешал, не стучался. Урок будет длиться от 30 минут до часа. С маленькими я занимаюсь два раза в неделю по 30 минут, с более взрослыми, кто уже может выдержать дольше, от 45 до 60 минут.


Какие есть бонусы?

Безусловно это развитие креативности, творческого мышления, потому что мы учимся в том числе сочинять на уроках. Подтягиваем дикцию, и в целом занятия вокалом улучшают речь. Психологический аспект: музыка является прекрасным способом самовыражения. Ребёнок учится проявлять свои эмоции, в том числе негативные или трудно выразимые, социально приемлемым способом. Кстати, взрослым это тоже очень рекомендую.

Занятия музыкой воспитают у вас в семье культурного человека, способного наслаждаться, получать изысканное удовольствие от прослушивания музыки, посещения театра. Сейчас это очень важно, потому что удовольствия более приземлённые: покушать сладкого, валяться на диване и играть в компьютерные игрушки всегда в доступе. А вот остальные, более сложные способы получения удовольствия требует подготовки. Музыкальные занятия прекрасно развивают левое и правое полушарие. И связь между ними работает, потому что правое — творческое полушарие, и левое — логическое — в музыке дополняют друг друга, взаимодействуют друг с другом, как во время пения, так и во время игры на музыкальном инструменте.

Я даю ребёнку достаточную свободу в подготовке домашних занятий заданий, что способствует развитию самостоятельности, способности к анализу, самоанализу и ответственности.

Наши занятия проходят в мягкой дружественной атмосфере. Я отношусь к детям, как кл взрослым: общаюсь с ними на равных — как старший друг, что способствует возникновению доверия и радостного приятного настроения у ребёнка на уроке. Ребёнок не отказывается от музыкальных уроков, с удовольствием ждёт их. Иногда бывает, что ребята пишут мне между уроками, задают вопросы, кто-то показывает мне своё рукоделие, рисунки. Я никогда не ругаю, не унижаю ребенка, но и не перехваливаю. Честно объясняю успехи и неудачи, что способствуют выработке адекватной самооценки у ребёнка.


С какого возраста можно заниматься ребёнку?

В моей практике были дети и 6 лет, но чаще начинают в возрасте 8−9 лет, когда ребёнок уже способен самостоятельно подтвердить своё желание заниматься музыкой.

Кстати многие вещи в музыке детям даются гораздо легче. Дети легко начинают импровизировать, легко копируют различные звуки, в том числе элементы рок-вокала, поскольку их вокальный аппарат еще не забит ненужными комплексами и напряжениями и ненужными вокальными шаблонами. Поэтому я считаю, что занятия вокалом вместе с общими занятиями музыкой являются прекрасной частью общего развития личности.

Если вы чувствуете, что ваш ребёнок не проявляет никакого интереса к музыке и пению, а вам бы хотелось чтобы он попробовал, совершенно спокойно можно заняться этим на летних каникулах. Два-три месяца дадут ребёнку представление о том, что такое музыка и музыкальные занятия, и потом он уже сможет сам выбрать, заниматься ли ему дальше. Да и вам ситуация понятнее станет.


Насколько велика разница между оффлайн и онлайн обучением детей музыки?

В моём случае невелика разница. Я не бью детей линейкой по пальцам, не ору на них, не ругаюсь, а всё остальное можно сделать и по интернету не хуже. Всё слышно, всё видно. Нужно только правильно установить камеру для того чтобы я максимально видела вашего ребёнка. При общих равных, если ребёнок способен воспринимать человека на экране компьютера, то всё остальное проходит очень легко. Многие дети сейчас на домашнем обучении, для таких детей вообще это не чудо, что учительница в компьютере сидит. Но даже если ваш ребёнок учится в обычной общеобразовательной школе, всё равно наверняка с компьютером он уже сталкивался и имеет представление о том, как это всё работает. На первых порах будете помогать ему включить компьютер, ну, а потом он уже и вас, пожалуй, научит :)

Упражнения для голоса ваш ребёнок будет играть на клавишах самостоятельно, затем я буду присылать их ему в записанном виде, для того чтобы он мог заниматься дома. Аккомпанемент и всё остальное мы будем с ним тоже на клавишах проходить, чтобы он мог себе аккомпанировать и понимать, как устроена музыка, что такое гармония, мелодия. Приятно, что часть домашнего задания он может делать в наушниках — в доме будет тихо. Но долгое время в наушниках детям тоже проводить нельзя — есть санитарные нормы по этому поводу, чтобы не портился слух. Я советую не больше часа день.

Музыкальное занятие тренирует память, внимание, усидчивость. А если ребёнок будет ещё и выступать у вас на хотя бы школьных или домашних концертах, — это тренировка лидерских качеств и тренировка публичного выступления, что безусловно пригодится ему во взрослой жизни. Если вы сами умеете играть или петь или если есть у вас ещё занимающиеся музыкой дети в семье, то это прекрасно! Мы можем брать ансамблевые вещи, и это будет прекрасным совместным досугом, способствующим укреплению взаимоотношений в семье. Ну и конечно это очень весело! Живое общение с близкими духом, интересная практика создания музыки вместе — это же Золотой век, Эпоха Возрождения в отдельно взятой семье.

Екатерина Белоброва
Еще больше полезных статей