Вокал для дошкольников
Маленькие ангелочки в белых кружевных воротничках чистыми голосами выводят прекрасные мелодии - умилительная картина для родителей, не так ли? Или вы представляете своего карапуза в косухе и бандане, мечущегося по сцене с микрофоном, или… Неважно как, но учить детей музыке, конечно, следует начинать как можно раньше. С этим никто не спорит. Вопрос только – как? Как сделать это так, чтобы не разрушить слух и голос, данные природой и Господом Богом?

В музыкальные школы, как известно, берут лет с пяти (и частные педагоги начинают по большей части заниматься с такого же возраста). Там детей учат играть «козлик серенький» на выбранном инструменте, стучать по крышке пианино и петь «Во поле березка стояла». Сами-то помните, как это было? Вам нравилось и вы с восторгом вспоминаете будни «музыкалки»? Тогда смело записывайте чадо в ближайшую школу и ни о чем больше не заботьтесь. Только потом не удивляйтесь, если через год ребеночек скажет, что «ЭТИМ» вы можете заниматься сами, если хотите, а он лучше на компьютере поиграет.

В детском садике с детишками разучивают песенки из мультиков, которые они тянут нестройным хором. Там главное – чтобы слова запомнил и воспитательниц слушался. О музыкальном развитии говорить не приходится. Каков же выход? Хоть и нелегко, но можно найти сегодня студии или центры раннего развития, где учат малышей и готовят их к занятиям музыкой с 2-3 лет.

Вера Лачинова, руководитель студии «На вырост», поделилась советами о том, как развивать музыкальные и вокальные способности ребенка: «Чем раньше вы начнете, тем лучше. Когда вы видите, что ваш ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и может высказать свои мысли и пожелания, тогда время, что называется, пришло. Прежде всего, нужно вместе слушать музыку и петь песенки. Классика, джаз, поп и рок музыка, детские песенки и фольклор - чем разнообразней ваша фонотека и репертуар, тем лучше. Слушайте музыку, старайтесь вместе подпевать и танцевать под нее. Пусть ваш малыш двигается и поет так, как у него получается. Постепенно он научится, главное – чтобы эти занятия доставляли ему удовольствие и были в радость. Выбирайте короткие и разнообразные отрывки. Для одного занятия вам понадобятся 2-3 отрывка разных жанров длительностью 1.5-3 минуты.

Но перед этим еще нужно научить ребенка слышать и слушать. Сыграйте с малышом в такую игру. Завяжите ему глаза, и пусть он показывает ручкой, в каком углу комнаты звенит колокольчик. Вы будете удивлены тем, как сложно поначалу ему сделать это. Ведь он не привык разделять слуховую и зрительную информацию. А это разделение очень важно для формирования музыкального слуха, и, в дальнейшем, грамотности при письме. Второе обязательное условие – научите его пользоваться силой своего голоса. Вы, наверное, замечали, что дети всегда говорят очень громко. Мы их постоянно одергиваем – «тише, мол, что ты орешь». Да еще и шлепаем порой, если надоел. Ребенок, в угоду вам, «зажимает» голосовые связки и весь голосовой аппарат, не давая ему работать свободно. А через несколько лет мы отдаем его педагогам по вокалу, чтобы они «ставили голос», снимая эти зажимы. Не лучше ли сразу позаботиться о том, чтобы их не возникало? Кстати это и есть пресловутый – «от природы поставленный голос», голос, который в детстве не был перекрыт из-за неправильного обращения.

Кстати, старайтесь больше обращать внимания на свою речь, особенно артикуляцию. Если у вас самих «во рту каша», ребенок приучается говорить точно также, и мышцы языка, губ, щек, которые должны работать активно, фактически не развиваются. А в дальнейшем – добро пожаловать к логопеду! Сегодня много продается книжек с артикуляционными гимнастиками для дошкольников. Обязательно купите и делайте ее со своим ребенком. Есть много особенностей обучения малышей, развития у них чувства ритма, умения слушать музыку, правильного дыхания. Но чтобы узнать об этом, лучше прийти к нам на занятия.

Вера Михайловна Лачинова

Еще больше полезных статей