Интервью и публикации в изданиях.
Уникальные авторские статьи.

Получай максимум пользы!
Публикации

Михаил Житняков: Трудолюбивый «рок-стар», или 10 лет в «Арии»

ЕКАТЕРИНА БЕЛОБРОВА:

«ЛИРИЧЕСКИЙ ТЕНОР – РЕДКОСТЬ»


Помните ли вы первые впечатления от работы с Михаилом Житняковым? Когда пришёл, что сказал?
Екатерина Белоброва: Когда Миша пришел, я ещё не знала, что он будет в «Арии». Он тогда пел в группе «Гран-КуражЪ», принёс их песни. Я послушала и удивилась: как мимо меня прошла такая классная команда?! Миша пришёл с заявкой: «Хочу учиться петь! Много лет пою, решил поднять свой уровень». Я говорю: «Ну, хорошо, какую песенку споём?» Миша: «Песню Аллы Пугачевой “Три счастливых дня“». Я удивилась, присела даже: «Ну ладно…» Он отлично с ней справился!


А песня ведь сложная, там в припевах такие верха…
— Да, и движение мелодии восходящее. У Миши лирический тенор. Ту тесситуру, которую поёт лирический тенор, могут спеть и другие голоса, например, баритон, если он умеет петь микстом. Но эти «верхушки» будут звучать совсем по-другому. «Лирик» – это очень специфический голос, и за более 30 лет преподавания мне попадалось, ну, может, пять его обладателей. Как и настоящий бас, истинный лирический тенор – редкость. И, разумеется, с ним очень интересно работать, это голос чрезвычайно подвижный, пластичный, энергетически наполненный. Единственная проблема – это низкие ноты, мы над этим работали, и Мише удалось эту проблему достойно решить. Через некоторое время выяснилось, что Мишу пригласили петь в группу «Ария», а песни из старого «арийского» репертуара предполагали умение брать ноты, в том числе, в большой октаве. Поэтому мы много занимались упражнениями на низкие ноты, штробасом, расслаблением. У лирических теноров часто тонкая душевная организация: они эмоциональны, часто возбуждены, а низкие ноты – это спокойствие и расслабленность, отсюда и проблемы.

А как вы узнали, что Михаил будет вокалистом «Арии»?
— Мне позвонили Дубинин и Холстинин, сказали, что хотят побеседовать. Я пригласила их в свою студию. До этого я ни разу не видела их вживую, только по телевизору. Они на меня произвели впечатление – высокие, мощные ребята, и весьма приятные в общении. Они мне объяснили, что сейчас находятся в стадии принятия решения, но склоняются к тому, что Михаил будет постоянным вокалистом, поэтому нужно, чтобы мы с ним подработали некоторые вокальные моменты.

Каким был ритм ваших занятий?
— Сразу после того разговора мы начали работать в очень интенсивном режиме, так как цель стояла близкая, конкретная – записать альбом, спеть тур, освоить репертуар. Мы занимались несколько раз в неделю, порой по три-четыре часа. Кроме вокала, работали над сценографией, актёрским мастерством. И во время туров мы были на связи, он всегда мог проконсультироваться, если возникали сложности. В телефон у него были записаны упражнения, которые он делал перед концертами. Я как педагог считаю, что распевки очень важны и их нужно делать обязательно. (Спустя два года на вокальном онлайн-семинаре Белобровой Михаил упомянул, что продолжает активно заниматься упражнениями, особенно в начале тура, – прим. авт.). К счастью, всё у него прошло успешно! А ведь это же огромный прессинг, когда приходишь в группу после таких известных вокалистов… Вариантов нет – надо победить!

Неоднократно, особенно в начале пути Михаила в «Арии», я сталкивалась с комментариями о том, что ему не хватает театральности, сценической свободы. А на ваш взгляд, легко ли Житнякову далась эта самая «театральность»?
— Нет, нелегко. Я в то время сотрудничала с Михаилом Нахимовичем, вокалистом с актёрским образованием, человеком театра к тому же. Он нам очень помог: много работал с Михаилом Житняковым, объяснял принципы сценографии, показывал разные сценические фишки. Ведь Миша пришёл на рок-сцену из другого мира! Он был офисным работником, и первое время ещё продолжал трудиться в своей компании дистанционно, то есть совмещал абсолютно разные сферы деятельности. Перестроить психику, переключиться, условно говоря, снять пиджак и стать рок-звездой – это очень непросто. И сложность была именно в этом, потому что по природе своей Михаил пластичный, в нём есть актерская жилка, но требовалось время для перестройки.

В июне 2012 года, вскоре после своего первого большого арийского концерта в Москве, Михаил выступил с группой «Гран-КуражЪ» на презентации альбома «Сердца в Атлантиде», записанного с его вокалом. И исполнение, и подача знакомых песен уже другие – драйвовее, профессиональнее. Отличный результат вашей с ним работы!
— Это результат в целом ударного труда Михаила в «Арии». Ведь у него была очень большая практика выступлений. Педагог может учить сколько угодно, но без практического применения всё это не работает. Теоретические знания – словно вдох, но без практики ты вдыхаешь, вдыхаешь, а выдоха нет.

Консультируете ли вы Михаила сейчас?
— На данный момент нет. После наших с ним занятий, позже, он какое-то время работал с моей ученицей, педагогом Татьяной Шуруповой, потом – ещё с несколькими педагогами. В прошлом году он обращался ко мне в конце весны, перед записью новых песен (речь идёт о новых версиях альбомов «Крещение огнем» и «Армагеддон», – прим. авт.).

Сейчас Михаил стал более активно использовать расщепление…
— Да, над расщеплением мы стали работать практически сразу. Ему очень хотелось этому научиться. Другой вопрос, что не во всех песнях это уместно.

Публика принимает это восторженно. Например, после записи кавера «Breaking the Law«, где Михаил активно «расщепляет», появилось много отзывов в духе: «Как он стал петь! Как вырос!»
— Это «модный» в роке приём, относительно новый (в том виде, в каком расщепление преподаётся и используется сейчас), востребованный публикой. С этим приходится считаться.

И чисто психологически многие слушатели воспринимают такое звучание как «истинный рок».
— Да, есть такое. Кстати, о психологии. Есть сложности в восприятии Миши публикой, связанные с тем, что он пришёл в группу после двух известных вокалистов. Понятно, что когда он исполняет то, что спето до него другими, невольно идет сравнение, кому-то нравится, кому-то не нравится… Лично мне как педагогу особенно ценен и интересен тот период, когда Михаил уже стал петь «свои» песни. У меня есть очень приятное воспоминание – когда он спел «Точку невозврата». Я плакала! Потому что это именно то, над чем мы с ним работали! Эта верхняя нота, исполненная не криком, а мягко, аккуратно связанная с другими нотками… Идеально. Счастье для преподавателя – видеть, что многомесячный труд воплощается именно таким образом.

Есть много мнений, хотя сейчас они звучат реже, что в «Гран-Кураже» Михаил был интересным вокалистом (хотя мы все понимаем, что на арийском этапе его голос только развился и стал профессиональнее), а теперь он стал «как все», и слушать его уже неинтересно. В чём причина такого восприятия?
— Есть один момент: в своих таких наивных высказываниях публика в определённом смысле права. Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Видишь ли, когда ты начинаешь учиться вокалу (да и чему-либо другому) профессионально, ты, что называется, воспринимаешь «мудрость поколений», но в то же время и отчасти теряешь собственную индивидуальность. И вокалист действительно в какой-то момент своего обучения становится «как все» профессиональные исполнители. Но за этим следует и другой виток спирали, на котором он, продолжая расти профессионально, заново открывает в себе «самость», индивидуальность, уже расцветающую на подготовленной почве. Этот момент надо ждать, надо звать, но не стоит форсировать – должно пройти время, прежде чем профессионализм и личностная уникальность сойдутся в одной точке и будут замечены публикой.

Вопрос под занавес: 10 лет в группе «Ария» – серьёзная творческая дата. Что бы вы пожелали Михаилу как его первый педагог?
— Я желаю Михаилу полностью воплотить себя. Дойти до такого внутреннего состояния, когда ты поёшь то, что ты действительно хочешь петь, и можешь выразить то, что ты хочешь выразить. Это огромное счастье, я такое испытала сама, но это не каждый день происходит. Такое состояние делает жизнь осмысленной, и это серьёзная цель: продемонстрировать свой внутренний мир, получить отдачу, увидеть в глазах публики понимание. Хорошо, если это у Михаила есть уже сейчас, но этого никогда не бывает слишком много, особенно для артиста. Поэтому пусть так будет почаще!

Читать статью полностью