Интервью и публикации в изданиях.
Уникальные авторские статьи.

Получай максимум пользы!
Публикации

Трудоустройство вокалиста в клубной реальности / журнал Musician

image

Мечты, мечты, мечты... А ты не мечтал стоять на огромной сцене и петь под восторженные крики поклонников и поклонниц, готовых разобрать тебя по кусочкам? Пожалуй, любой начинающий вокалист, засыпая, представляет себе эту сладкую грезу, но в реальности всем без исключения музыкантам приходится проходить тяжелый путь наверх, который не многим удается преодолеть.

Поиграв в муки творчества, ты, наконец, извергаешь из себя свой интеллектуальный продукт. Предположим, он тебе даже нравится - ну просто очень, вопрос в том, что с этим продуктом делать. Как ни обидно, но продать его не всем удастся - по крайней мере, сразу. А кушать-то хочется - и прямо сейчас... С этим надо что-то делать! Некоторые пытаются идти от обратного, по схеме: сделаю себя знаменитым любой ценой, а потом буду делать МУЗЫКУ. В принципе, это возможно.

Способ первый, он же самый короткий - телевидение. Во-первых, грабим банк (для тех, у кого нет дедушки-миллионера, внезапно скончавшегося и составившего завещание на ваше имя). Дальше вы сами знаете, а значит, можно не продолжать.

Способ второй, такой же короткий, но менее дорогой - попасть в радиоэфир. Преимущества - не надо снимать клип, возможно, удастся обойтись без огромного количества налика, но вот без нужных знакомств... Ваш папа, брат, сват и т.д. - директор популярной радиостанции? Тогда вам, несомненно, повезло, и в скором времени вы будете купаться в лучах славы.

Способ третий - записать на эти деньги свои песни и раздать знакомым или первым встречным. Идея не лишена смысла - можно дома за энное количество трудодней записать на своем компьютере пару тысяч болванок со своим творчеством, а затем встать в переходе и раздать свои мега-хиты людям. "Искусство должно принадлежать народу!" - так говорил один великий человек, перевернувший образ мышления одной шестой части суши. Ну, неужели я (Я!) не смогу повторить этот подвиг?.. Одна проблема - на производстве пятой-шестой болванки в голову закрадывается мысль о бессмысленности процесса. После небольшого количества прохладительных напитков начинаешь понимать, что на дворе - XXI век. А где большинство целевой аудитории получает информацию? Правильно! В Интернете!

Какая реклама в Интернете может быть наиболее эффективна? Рассказывает Александр Грачев, вокалист группы ГРА4И, и по совместительству - маркетолог: "Если в качестве параметров оценки взять стоимость одного контакта со слушателем (для раздачи дисков в переходе, записанных на компьютере, эта стоимость складывается из цены болванки и цены вашего времени на запись и раздачу) и качество слушателей (в переходе люди ходят всякие, и не всегда -в поисках музыки), то наиболее эффективные способы рекламы в Интернете - это:
  • Контекстная реклама на поисковых сайтах (Rambler, Yandex, Google, AltaVista и т.д.). Стоит от 1 копейки и показывается не всем подряд, а только тем, кто ищет именно то, что вы хотели бы предложить вниманию публики - то есть музыку.
  • Баннерная реклама - через баннерообменные сети; путем размещения своего баннера на дружественных сайтах; с помощью покупки показов (минимальная стоимость - 5 рублей за 1000 показов, но эффективность (CTR) при этом не выше 0,5%, т.е. вы получаете 1 слушателя, заплатив 1 рубль).
  • Регистрация сайта в каталогах - бесплатно. На текущий момент эффективность этого способа количественно оценить сложно.
  • Раскидывание своих записей по различным каталогам, сборникам, сайтам с МРЗ-музы-кой и т.д. - бесплатно. Эффективность низкая (но выше, чем в переходе).
  • Расшаривание (открытие публичного доступа к своим песням) в файлообменных сетях - бесплатно. Эффективно, если подойти к процессу творчески."
image
Итак. Немного известности уже есть, осталось конвертировать ее в хоть какую-то валюту. Одна проблема - за распечатанные из Интернета деньги и посадить могут (вот, кстати, и засветитесь на голубом экране). Заработать хоть что-то, сидя на попе перед компьютером, как-то не выходит (получается только потратить), да и творческий процесс явно тормозится. Но где вы будете востребованы? Конечно там, где менеджеры разных уровней ищут свою нирвану - в ночном клубе. А что же клубы? В Америке и Западной Европе придерживаются принципа: разделяй и властвуй. Клубы для любителей ретро, для фэнов диско 70-х, для меньшинств всех мыслимых ориентации, для английских украинцев, для готов и эмо... Рыночная экономика, жесткая конкуренция - в общем, ужасы развитого капитализма. То ли дело у нас! Звук плохой, зато интерьер - омерзительный. Огромный выбор мест разной степени стремности... Арт-директоры меняются раз в две недели - все их друзья уже побывали в клубе, и что дальше? Берем нового! Старый не справляется!- У него знакомых не хватит, чтоб заполнить зал, да и платить они вряд ли будут... То ли дело молодые-начинающие музыканты, певцы и др.! За счастье посмотреть на любимого внука на сцене какая бабушка не раскошелится на 200 рублей за вход и 2.000 - за фла-еры для группы. Жаль, что бабушек и мам у музыканта не больше, чем у любого другого человека, но за ними придут другие! Редкий клуб озадачивается такой темой, как клубная политика, которая включает в себя выбор музыки, звучащей на сцене и на танцполе; продуманную эстетику вечеринок; фирменный стиль и другую чепуху. А зачем?.. Без лоха - жизнь плоха! В конце концов, если музыка не "хавается", можно бизнес-ланчи развозить по офисам, да и горячительные напитки всегда в почете. В результате, как это ни печально, расположенные в центре города престижные площадки потихоньку скатываются до ранга привокзальных котлетных. Грустно... А ведь все может быть совсем по-другому - даже расположенные в спальных районах небольшие клубы с качественным звуком, светом и музыкальной эстетикой будут пользоваться заслуженной популярностью, как у зрителей, так и у артистов и представителей массмедиа. В такие клубы не придется заманивать журналистов хитрыми ухищрениями и халявной выпивкой. И от желающих выступить профессиональных музыкантов отбоя не будет. Вы такие места знаете? Я знаю -пару-тройку. Хошь - не хошь, а маловато будет!

Надо иметь в виду, что в первое время вы со своей авторской программой никому нужны не будете. И дело не в ваших собственных композициях, а в психологии арт-директоров увеселительных заведений. Что нужно людям, пришедшим на ночь глядя в кабак? Правильно, им нужны известные песни, чтоб орать хором можно было. Сомневаюсь, что после всех изощрений с рекламой в Интернете в зале будут присутствовать одни ваши поклонники, или хотя бы люди, знакомые с вашим творчеством. Поэтому, как бы прискорбно это ни звучало, кавера - вот работа для вокалиста.

image
Если идти по пути наименьшего сопротивления, то выбираем небольшой кабак. Здесь вокалист - бог! Постепенно, кстати, выживший всех остальных музыкантов за ненадобностью. Да здравствует фонограмма минус один! Инструменты записаны раз и навсегда - остается только спеть. Список песен - кабацкий талмуд (так и называется, кстати) - похож на меню: что изволите слушать? Любой каприз за ваши деньги! Кто платит - тот и заказывает музыку! Новый русский (армянин, хохол и т.д.), все детство проходивший строем под звуки горна, счастлив - наконец-то бабки решают все! Не дай Бог, вокалист в кабаке запоет что-то авторское - выброшенные деньги! Может кончиться и мордобоем.

С другой стороны, если арт-директор заведения, в котором вы работаете - вменяемый субъект и поддается уговорам, можно попробовать потихоньку, по одной композиции, впихивать свои композиции в программу.

Вполне возможно, что завсегдатаям этого заведения понравится ваше творчество. Одна проблема: "засасывает" кабак сильно - хочется ведь и "гарантию" получить, и Парнас снять, а времени на самореализацию может и не остаться.

Стать посетителем "денежного олимпа" вполне возможно и не работая в кабаке. Корпоратив - великое изобретение конца ХХ-го - начала XXI-го века. Процесс специфический, но доходный. Если уж туда позвали - надо подготовиться, хотя бы морально. Корпоратив - это даже не кабак, больше напоминает гастроли от филармонии. Скорей всего не выгонят, заплатят (если, конечно, вы сделаете свою работу достойно), с интересом посмотрят, да еще и попробуют получить удовольствие - баблос-то все равно уже "ушел". Хотя задеть за душу публику на таких вечеринках практически невозможно: она (публика) тоже подневольная, и расслабляться в присутствии начальства не умеет. А вот если, не смотря ни на что, публика, все-таки, расслабится - вполне можно и плоды своего собственного творчества продемонстрировать. Только за него уже все равно никто не заплатит - да и не запомнит, наверно.

image
Клубная культура - совсем другое дело. Связанная с Интернетом множеством нитей новостных рассылок, гостевух, форумов и живых журналов, она продолжает жить в аське и чате даже тогда, когда наступает понедельник. Обмен впечатлениями, обсуждения, планы на следующие выходные... У клубов есть свои завсегдатаи, своя публика, благополучно прошедшая огни, воды и фейсконтроли ("на нашу вечеринку только фее пьяные и в пижамах пжалста"). Если артист понравился, в его новостной рассылке прибавится подписчиков. В Нью-Йорке главный вопрос, задаваемый группе, которая собирается выступить в клубе, - "сколько на вас ходит народу?" Только вдумайтесь - замкнутый круг! Нет народа - нет концертов, нет концертов - нет народа... К этому можно добавить: нет народа - нет концертов - нет денег. Зато творческая реализация возможна.

Итак, договариваемся о концерте в клубе. Это не так сложно, как кажется, главное на все 100% использовать свои ноги и голову. Кстати, тут-то и пригодятся наработки в Интернете. Если должным образом заинтересовать, то почти любого компьютерного "маньяка" можно вытащить на концерт. Для клубных концертов не помешает также подзабыть свои привычки, приобретенные в кабаках. Во-первых, набрать-таки себе музыкантов. Во-вторых, мало заставить музыкантов играть то, что было запечатлено на ранее сделанной записи (если таковая, конечно, имеется) - надо и самому привыкнуть к вечно перебивающему тебя, любимого, музыкальному сопровождению. Но это далеко не главное. Надо, чтобы продукт получился интересным, и вас пригласили в следующий раз (или хотя бы не выгнали). Что же для этого делать? Как быть? Готовых рецептов нет, придется - о ужас! - думать САМОМУ! По моим наблюдениям, чаще успех сопутствует тем артистам и клубам, которые находятся в авангарде современных тенденций в культуре развлечений. Движущей силой подобных проектов является яркая личность. Если ты интересен сам по себе, то интересна будет и музыка, которую ты играешь, и клуб, в котором это происходит. Новизна всегда привлекательна. Все, что уже было придумано до тебя в погоне за зрителем (розыгрыши копеечных призов, бесплатное пиво и т.п.), вряд ли сработает во второй раз - не надо считать зрителя глупее, чем он есть.

Не бойтесь экспериментов. Пусть критики спорят: что модно, а что нет... Публика еще долго будет обсуждать вашу странную акцию, тогда как банальную и скучную - забудет еще до ее окончания. Дело артиста - не гнаться за модой, а создавать ее.
Светлана Степанова, Екатерина Белоброва