Такое мнение, безусловно, ошибочно, поскольку рождено дилетантскими представлениями о вокальном мастерстве эстрадных исполнителей. История знает немало случаев из жизни звезд, которые чуть было не закончились трагедиями. При неправильном пении непомерные нагрузки постепенно разрушают вокальный аппарат. На голосовых связках образуются мозоли - "узлы", препятствующие их ровному смыканию. Это может привести к частичной, а то и полной потере голоса. В разное время многие звезды сталкивались с этой проблемой. Энн Ленокс (Ann Lennox) - солистка группы Юритмикс (Eurythmics)- перенесла сложную операцию по удалению узлов. После этого она стала серьезно заниматься своим здоровьем и брать уроки классического вокала.
2. Влияет ли на голос нездоровый образ жизни?
Да, безуловно. Дэвид Ковердейл ( David Coverdale), благодаря своим уникальным вокальным данным попавший в группу Дип Перпл ("Deep Purple"), потерял голос в первом же турне, став жертвой популярного в среде рокеров девиза: секс, наркотики и рок-н-ролл. За этим последовала операция и долгий период восстановления.
3. Значит, если сорвать голос, операция может его вернуть?
Не надо думать, что это так просто. До появления лазерной хирургии удаление узлов было опасной операцией, после которой часто оставались шрамы, мешающие связкам правильно смыкаться. Многие певцы теряли голос навсегда. Да и сейчас далеко не каждый может позволить себе эту дорогостоящую операцию. Если "узлы" образовались у вас от неправильного пения или от разгульной жизни - вам скоре всего придется менять профессию. Легче предотвратить беду, занимаясь вокалом с начала вашей карьеры с опытным педагогом.
4.Но ведь в поп- и, в особенности, в рок-культуре ценятся не чистые классические, а скорее хриплые и надтреснутые голоса?
Такой голос часто встречается у рокеров, всю жизнь пропевших "на горле". Но, к сожалению, его обычно сопровождает и ряд вокальных неудобств, в первую очередь, постоянные срывы на Фальцет - киксы, в народе называемые "петухами", возникающие от того, что голосовые связки, на которое ложится слишком большая нагрузка, становятся неэластичными и постепенно разрушаются. При этом пение низких нот неминуемо вызовет "сип", а исполнение высоких вообще будет затруднено. Вспомните последний концерт Стинга в Кремлевском Дворце, отрывки которого транслировались на TV. Прямо-таки учебное пособие: так не надо петь. К счастью, занятия вокалом способны восстановать голос певца в не очень запущенных случаях.
5.Возможно ли пение в такой манере без причинения вреда голосовому аппарату?
Да, возможно. Вокалисты называют этот звук субтоном или расщеплением. Это означает, что связки смыкаются не полностью: часть воздуха проходит, не задевая их, что и создает эффект "сипения".
6.Молодые исполнители часто стремятся копировать манеру любимого певца. Я встречал ребят, мучающих себя безуспешной попыткой сымитировать голос Планта, Ковердейла и даже ХэтФилда из группы "Металлика".
Копирование чужой манеры, безусловно, вредно. Ведь мощный вокал ХэтФилда имеет свою предысторию. Тот, кто смотрел Фильм "А year and a half with Metallika", видел, как он распевается и делает ингаляции перед выступлением. Это, конечно же, не случайно. Дело в том, что ХэтФилд пользуется довольно распространенным среди рокеров приемом - пением Форсированным звуком. Это означает, что вокалист использует больше воздуха, чем требуется для ровной Фонации. Певец как бы насильно выталкивает звук из себя. От этого образуются небольшие зажимы на глотке, которые при отсутствии тренировки и правильно поставленного голоса, безусловно, вредят вокальному аппарату. Распевки помогают свести ущерб, наносимый Форсированным звуком, до минимума. Многие вокалисты подобно ХэтФилду совершенствуют таким образом свой голос.
7. Существуют ли еще секреты, отличающие рок и поп вокал от классического?
Конечно. Существует масса приемов, которые, считаясь весьма вредными для академиста, представляют в то же время огромный интерес для эстрадника. Например, "драйв" - хриплый звук, очень часто используемый в стиле хард-рок, блюзе и других "тяжелых" направлениях. Прием стал очень популярен, благодаря творческому наследию Луи Армстронга, пропевшего мокрым "негритянским" драйвом всю свою музыкальную жизнь. Еще совсем недавно даже педагоги эстрадных отделений училищ считали, что после "драйва" голосовые связки можно просто выплюнуть - они больше ни на что не годятся. Но годы педагогической практики позволили мне разработать специальные упражнения, которые развивают это прием. При этом они не только не вредны для голоса, но и помогают открыть верхние ноты, увеличить диапазон. В то же время петь, самостоятельно используя этот прием (драйв), действительно, опасно. В классе мы начинаем работать над ним через несколько месяцев обучения не только с ребятами, но и даже с теми девушками, у которых нежные высокие сопрано.
8. Кто же может заниматься эстрадным и рок вокалом?Может ли человек, который испытывает большое желание петь, но сомневается в своих силах, стать профессионалом?
Да-да! Система рассчитана на любого человека, который никогда не занимался ни пением, ни музыкой. Существует множество примеров, доказывающих, что так называемых безголосых людей вообще не бывает. Петь может каждый, кто этого очень захочет, вокал не знает границ. Ведь у популярной музыки иные требования, нежели у классической. Важна лишь ваша индивидуальность. Выносливость и пластичность голоса вырабатываются постоянными тренировками при помощи вокальных упражнений, которые ученики должны делать, как в классе, так и дома. Начинающие обретают уверенность в своих силах, а ребята, уже поющие в рок и поп группах, совершенствуют технику, увеличивают диапазон, осваивают новые стили и вокальные приемы. Некоторые продолжают обучение у меня в музыкальном училище.
9. И наконец, в каком же возрасте можно начинать занятия эстрадным вокалом?
Самой юной моей ученице - 12 лет, самому старшему ученику - 40. Совершенствоваться никогда не поздно.
© Е.Ю.Белоброва, "Медицинская газета" №98