Интервью и публикации в изданиях.
Уникальные авторские статьи.

Получай максимум пользы!
Публикации

Устроим сцену! / журнал Cosmopolitan #215


Обратная сторона звезды


image
Часто, глядя на подпевку какой- нибудь звезды, так и хочется сказать: "И что тут такого? Я бы тоже так смогла". Работа бэк-вокалиста со стороны выглядит простой и необременительной. Кажется, что такого особенного нужно подпевающему? Всего-навсего яркие внешние данные - но не настолько, чтобы затмевать сияние самой звезды. Плюс память - чтобы усвоить, в какой момент надо вступить и с каким именно "оу-оу-е". И, наконец, умение петь - по крайней мере, попадать в ноты и понимать, чего именно от тебя требуют музыканты. Вот и вся хитрость. Кажется, с ней справится любой участник кружка хорового пения. И за все это ты получаешь возможность покататься по стране (а если очень повезет, то и по миру) и от души поплескаться в лучах звездной славы. В общем, выходит, что на за дворках шоу бизнеса жить легко и приятно.
И если твои рассуждения выглядят именно так, значит, ты найдешь в этой статье много нового.

Хорошие бэк-вокалисты ценятся. Очень хорошие играют не последнюю роль в вокальном имидже самой звезды. А бывают случаи, когда известные музыканты выступают на подпевках у начинающих исполнителей. Так, Бритни Спирс собирается записать бэк-вокал для нескольких песен, которые войдут в дебют¬ный альбом ее мужа Кевина Федер- лайна. Таким образом поп-дива надеется облегчить своему любимому дорогу на музыкальный Олимп. Вообще на Западе подпевки считаются признаком роскоши. По числу задействованных инструментов и наличию бэк-голосов судят о масштабности всего концерта. Но, прежде чем тебя возьмут в мировое турне, тебе предстоит пройти непростую школу. За трехминутную песню бэк может вступить, то есть вокально выступить, всего раз или два. А может петь и в куплете, и в припеве, и в паузах между ними - все зависит от авторской задумки, профессионализма солиста и запросов продюсера. Если продюсер хочет, чтобы в середине песни кто-то эротично застонал, а солист категорически отказывается (у звезд тоже бывают приступы стыдливости), то стонать придется бэкам. Если автор задумал такую вокальную фишку, с которой солист не справляется, - вытягивать будут бэ- ки. И если на концерте в какой-то момент вокалист рискует порвать связки от напряжения и явно пускает гордую кукарекающую птицу - прикрывать ошибки лидера тоже предстоит подпевающим.

Вот почему любой грамотный музыкант объяснит тебе: бэк-вокалист может (и даже обязан!) быть профессиональнее той звезды, которой он подпевает. Художественно исполнить две ноты в нужном месте иногда может быть даже сложнее, чем сольно отработать полконцерта.
image
Безупречное исполнение
Подпевающий должен быть все вре¬мя начеку. Если во время концерта (живого, разумеется) солист берет ноту на четверть тона выше или на полутон ниже, это не считается ошибкой. А вот если вокалист в заднем ряду при этом продолжает петь "как надо", не подстраиваясь под лидера, номер срывается. Вот почему зачастую в роли бэк-вокала выступают сами музыканты, например бас- гитаристы. Дело в том, что у профессионального музыканта есть гармонический слух. То есть он слышит не только ноту, но и аккорд, и все вариации на тему и заранее знает, какая нота последует за этой. А значит, ему несложно работать на бэк-вокале. От вокалиста же обычно гармонического слуха не требуется. Если что, ему и музыканты помогут: где надо вступить - махнут, если не попадет в ноты - подстроят аккомпанемент. Но на такие вольности может рассчитывать только солист. От подпевки же ждут безупречности.

Права на ошибку у бэк-вокалиста нет: ошибешься и завалишь всю песню, рискуя не только собственными нервами, но и местом работы. Одним словом, прохлаждаться не придется.

image
Музыкальная школа

Опыт - главное, зачем стоит идти на подпевки. В сложившемся творчес¬ком коллективе ты сможешь быстрее разобраться в запутанных тропинках шоу-бизнеса и подтянуть свои профессиональные навыки. А для этого надо на время забыть о собственном соло на табуретке и перенимать все, что можно. Конечно, хороший исполнитель (а ведь ты из этой категории) - натура эмоциональная. И жесткие рамки "тут пой, тут не пой" тебе, скорее всего, не по душе. Но в данном случае амбиции придется попридержать.

Многие начинающие бэки при первой встрече со знаменитостью испытывают смешанные чувства:пять минут восхищения, а затем н ощущение ущербности. Им кажется, что более маститый коллега просто издевается и показывает всем вокруг их ничтожность. Некоторые сразу переходят в другой коллектив, сталкиваются с той же ситуацией и в конце концов навсегда бросают музыку. Тактика эта изначально невыгодна - прежде всего для тебя и твоей карьеры. По-настоящему профессиональ¬ный музыкант не издевается и не хо чет показать свое превосходство. Он просто не умеет иначе! Ты же при шла сюда учиться? Вот и перенимай технику. И не бойся казаться глупой или неумелой. Это тот случай, когда полезно буквально заглядывать в рот. Только так из начинающей бэк- вокалистки может вырасти талантливая и опытная прима!

image
Настроим лады
Если ты уже решила заняться бэк- вокалом, тебя наверняка мучает вопрос: как найти общий язык со звездой? Тут главное не зацикливаться и не думать постоянно о том, как под строиться или понравиться. Просто помни, что на данном этапе это твой начальник, и веди себя соответ ственно. Кстати, истории о каприз¬ности и непредсказуемости звезд часто преувеличены. Сама подумай, если уж они так долго остаются на эстраде, значит, относятся к своему делу достаточно профессионально.Чего не всегда скажешь о самих бэках. Некоторые сольные исполнители не очень любят набирать в свою группу подпевку: говорят, что этим только приумножают собственные проблемы. Одно дело - самому собраться с мыслями перед выходом на сцену. И другое - настроить "армию бэков"... Вот почему некоторые группы воспринимают бэк-вокал как обузу, ненужный груз, который не хочется таскать за собой в гастрольном чемодане.

Чтобы к тебе относились иначе, веди себя как профессионал. Поменьше эмоций (тех, что не на сцене), побольше дела. Ведь бэк вокал - это прежде всего работа, пусть и не совсем обычная. И даже если тебе вдруг придется иметь дело ну с очень капризной знаменитостью, не волнуйся. Скорее всего, вам не придется часто встречаться. Только перед концертом, на сцене и на репетициях. В студии бэк-вокал записывают отдельно от основного, в разные часы или даже дни. На гастроли звезда часто тоже летит отдельно. Так что общаться вы будете исключительно по работе. При этом ты получишь уникальный шанс окунуться в саму кухню шоу-бизнеса и разобраться, правильную ли профессию ты для себя выбрала. Прежде чем стать звездой.

Светлана Иванкова

Благодарим за помощь в подготовке материала создателей сайта www.rockvocalist.ru, участников коллектива The Teachers Екатерину Белоброву (вокал) и Евгения Степанова (бас-гитара).