Интервью и публикации в изданиях.
Уникальные авторские статьи.

Получай максимум пользы!
Публикации

SCAT / журнал Musician

Екатерина БЕЛОБРОВА,
преподаватель МОКИ, ИСИ и студии MusicWay.
Лидер-вокалистка группы The Teachers

image
Ведь хрипелки и сопелки,и кричалки и вопилки" сочиняю я неплохо иногда!Да!
(Scatman Винни Тhе Пух)
Что же такое Scat? Вокалист импровизирует или просто забыл слова? Инструменталисту не дают покоя лавры вокалиста или он поленился принести на репетицию свою трубу? Это приблизительно то же, что языковые детские фантазии, словотворчество, свободный полёт музыкальной мысли или всё-таки это искусство, которому надо учиться?

Существует легенда, по которой скэт изобрёл Louis Armstrong. Во время записи композиции Heebie Jeebies (1926 год) он выронил листок с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Какой-то остроумец назвал это Scat - возможно, сократив фразу: Scat-a-lee-dat. Армстронг наверняка не был первым музыкантом, заменившим текст песни слогами, но он первым записал Scat в студии, привнеся в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент - человеческий голос. Однако ещё до начала победного шествия джаза скэт-пение было популярно среди вокалистов стиля регтайм: среди них можно назвать Бена Харни, Тони Джексона, Джина Грина, которые ещё в первые два десятилетия XX в. активно пользовались скэтом.

Скэт - это вокализация звуков и слогов, которые не несут смысловой нагрузки. Но в результате хитросплетений отдельные слоги формируются во фразу, образуя свой собственный синтаксис. Это похоже на международный музыкальный язык, настолько универсальный, что общаться на нём могут не только признанные мэтры джаза, но и простые любители музыки и пения, вне зависимости от знания нот или текста песни.

С педагогической точки зрения, скэт полезен и вокалистам, и инструменталистам. Певец обретает большую свободу, лучше понимает музыкальный материал и взаимодействует с остальными музыкантами, а инструменталист играет свои соло более осмысленно, улучшается структура фразы, мелодичность, а в результате - общая музыкальность исполнения (наверное, вы замечали, что многие великие джазовые инструменталисты, играя импровизацию, одновременно напевают её себе под нос).

Развитие и популяризация скэта связаны с именами Эллы Фитцжеральд, Сары Воган и других звезд джаза. С них и стоит начать своё знакомство с миром скэт-вокала. А вот дальше вас ждут сюрпризы! Используя возможности скэта, некоторые исполнители и группы создают композиции вообще без участия других инструментов. Например - широко известная "Don't worry! Be happy" Бобби Макферрина, в которой голосом исполнены даже партии баса и ударных. Другой пример - группа Таке 6, использующая в своём творчестве как инструментальный вокал с текстом, так и Scat. Прославился на этом поприще и человек под псевдонимом Скэтмен Джон (Scatman John), который, занимаясь исправлением речевых дефектов у логопеда, внезапно открыл в себе недюжинные способности к звукоподражанию. Он рискнул использовать скэт в танцевальной музыке, и в результате не только занял первые места в чартах по всему миру, но и привлёк внимание широких масс слушателей к этому вокальному жанру.

Скэт прижился и в роке. Вокалист Тhe Doors Джим Моррисон спел медленный скэт в песне "Crawling King Snake". В современной музыкальной культуре скэт оказал большое влияние на развитие музыки стилей хип-хоп и ска - потому-то молодежь часто путает его с рэпом. Скэт частенько используют в "непопсовых" направлениях современной музыки: industrial (например, группа Ministry в песне "Jesus Built My Hotrod" -1991), heavy metal (Джонатан Дэвис из Коrn вставил скэ-ты в песни "Twist", "Freak on a Leash", "В.В.К." и "Liar"). Есть свои скэтмены даже в жанре death metal - например, Джон Тарди из группы Obituary.
    Как научиться петь Scat? Снимайте (заимствуйте) слоги с чужих записей! Подражание другим - универсальный способ научиться чему-либо и отлично подходит для первого этапа обучения. Это потом у вас появятся собственный стиль и виденье материала... или не появятся...Как выбрать слоги? Их выбор зависит от стиля импровизации, длительностей нот и вашего вкуса. Вот слоги с хорошей атакой, придающей пению четкость и выразительность: bee, bop, chee, dop, doo, tee, too, vee, vam, vom, di, ka, pe, ga… Умельцы не советуют слишком много думать над выбором слогов: начинаешь задумываться над текстом - пропадает сама идея пения БЕЗ слов!Обязательно ли знание гармонии? Некоторые мастера импровизируют по слуху, без предварительного изучения гармонической структуры песни. Некоторые делают это очень хорошо! А некоторые... ну... то, что называется "на шАру"... Иногда и "шара" может "прокатить", но чтоб не быть осмеянным коллегами-инструменталистами за смелые мелодические обороты, несоответствующие НИЧЕМУ, лучше всё-таки подготовиться... Как говорят профессионалы: лучшая импровизация - подготовлена импровизация!Вот несколько скэтовых фраз, прославивших их авторов:
      • Shoo-bee-doo-bee-doo (Frank Sinatra)
      • Ooh bop shu-bam a klook-a mop (Dizzy Gillespie)
      • Dom dom dom-a-doo-dom, a doo-bee doo (Everly Brothers)
      • Тары-Бары (русский народный скэт)
      • Трам-па-рам па-рам па-рам па-рам па-пам, 
      • Трум-пу-рум пу-рум пу-рум пу-рум пу-пум (Винни Пух)

      image