Екатерина Белоброва: «Я — сталкер» / журнал InRock
Путь к Себе
Екатерина Белоброва: «Я — сталкер»
При знакомстве с Екатериной создается впечатление, что огненные у нее не только волосы, но и душа. Однако огонь этот не сжигающий, а согревающий, не позволяющий замёрзнуть и, замерев в неподвижности, плыть по течению. Видимо, именно поэтому у нее столько энергии и сил для осуществления всех своих проектов. Педагог рок-лицеяMusicWay,преподаватель по вокалу в Московском Областном Колледже Искусств (МОКИ), Институте Современного Искусства (ИСИ) и Театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина, вокалистка группыThe Teachers (TT),Повелительница демонов Минатрикс (рок-опера «Эльфийская Рукопись»), организатор и участник фестивалей и конкурсов - Екатерина Белоброва. И все вышеперечисленное еще не предел!
«Жанры? Нет. Не слышала.:)»
Екатерина преподает вокал более двадцати лет. Работала и в Колледже эстрадно-джазового искусства(бывшей Гнесинке) , и в «Красном Химике» - старейшей рок-школе Москвы, сейчас воспитывает молодое поколение в МОКИ и ИСИ, а около пяти лет назад решила, что пора делать свою вокальную студию. «К тому моменту у меня уже появились свои представления о том, как должен разворачиваться процесс обучения, что можно, а что нельзя требовать от студентов, - рассказывает Екатерина. - Особых сложностей с организацией студии не возникло, потому что набралось достаточное количество единомышленников — и бывших студентов, и коллег по работе». С тех пор и существует рок-лицей MusicWay — содружество педагогов, которые считают, что в процессе обучения упор нужно делать на практику, а не на теорию. По словам Екатерины, «вокалиста не следует выращивать в пробирке», поэтому вместо отчетных концертов-междусобойчиков Екатерина организует для студентов нормальные концерты в клубах, с живыми музыкантами, на людях, чтобы ребята ощутили сцену, публику. Инструментальную поддержку осуществляет группа Екатерины The Teachers, музыканты которой — профессионалы высочайшего класса, способные играть абсолютно в любом стиле. «На самом деле между музыкальными стилями нет больших отличий, - объясняет Екатерина. - Есть качественная, хорошая, интересная, эмоционально насыщенная музыка, а есть просто халтура. Я с жанрами вообще не очень дружу; мне кажется, что человек поет то, что он поет, а жанр — это некие рамки, в которые человек входит как в новую квартиру, и дальше сам её расширяет, перестраивает под себя. Мешать артисту развиваться они не должны. И если он свою работу делает качественно, поет убедительно то, что ему нравится, это всегда найдет отклик в душах слушателей, даже если они – экзаменаторы в музыкальном вузе:)».
Очень показательна в этом отношении история ДарьиnookieСтаврович, вокалистки группы «Слот», занимавшейся у Екатерины семь лет: два года в МОКИ и пять лет в ИСИ. Будучи на первом курсе ИСИ, она уже пела в «Слоте» и для переводного экзамена выбрала одну из их песен. После ее экзамена комиссия разделилась на два лагеря: половина утверждала, что Дарья заслуживает пятерки с плюсом, другая доказывала, что ее надо выгнать, потому что такого в музыкальном институте быть не должно. В результате нелегких боев сошлись на пятерке с минусом, и с тех пор вокально-жанровые эксперименты в ИСИ приветствуются: проводятся конкурсы, концерты. Екатерина уверена: рок-музыка отличается особенно высоким эмоциональным градусом подачи материала, поэтому надо бы знать «тайны и хитрости». А некоторые студенты берут роковый репертуар, не до конца представляя себе эту особенность, и в результате получают низкие оценки, совершенно искренне считая, что виной тому предвзятое отношение преподавателей к «неформатной музыке».
Кузница талантов
«Кроме кузницы интересных рок-вокалистов, я, как выяснилось, еще являюсь кузницей интересных рок-педагогов», - шутит Екатерина. Одна из ее бывших студенток, Карина Назарова, плотно работает с панками. Она нашла к ним подход, и у нее сейчас учатся не только молодые представители этой части субкультуры, но и главный панк России — Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!». Вот некоторые педагогические инновации Карины: она использует другие тексты в упражнениях и картинки-объяснялки в стилистике близкой ее ученикам. Карина усвоила основной принцип своей учительницы: методы должны быть очень пластичными. Всех вокалистов нельзя стричь под одну гребенку; нужно менять метод применительно к каждому конкретному человеку, а не пытаться человека подогнать под метод. У самой Екатерины много групповых занятий - она считает это очень эффективным методом работы: в группе меньше времени уходит на праздные разговоры. Но и в группе идет очень тонкая индивидуальная работа. И особенно ценно то, что ученики в группе быстро сходятся, начинают проводить вместе досуг, и, таким образом, одиночество в большом городе им точно не грозит!:)
Особенное удовольствие педагога, по словам Екатерины, - сначала учить человека, а потом несколько лет спустя встретиться с ним на равных, как коллеги. Максим Самосват (звукорежиссер, экс-вокалист группы «Эпидемия») в 2007 году пригласил Екатерину принять участие во второй части рок-оперы «Эльфийская Рукопись» в качестве исполнительницы роли Повелителя Демонов Минатрикс — главного отрицательного персонажа. Сначала она работала с ним как со звукорежиссером на студии во время записи альбома, затем — на одной сцене в Лужниках. «Постановка была грандиозная. Я получила огромное удовольствие! Максим помогал мне раскрыться, войти в образ, за что ему огромное спасибо.» В постановке представилась возможность поучаствовать и тогдашним ученикам студии MusicWay: они весьма убедительно изображали свиту Зла не только в Лужниках, но и в СКК во время гастрольной поездки в Санкт-Петербург.
В качестве педагога Екатерина работала с Радисткой Кэт - продюсерским проектом Дарьи Nookie Ставрович. Две другие бывшие студентки трудятся вместе с Екатериной в Московском Областном Колледже Искусств, трое – в студии MusicWay.
«Главное - доверие»
Безусловно, к каждому ученику нужен отдельный подход, но возможно есть какие-то общие закономерности в обучении новичков, отличающиеся от работы с уже сложившимися артистами и музыкантами. Мы попросили Екатерину рассказать об этом подробнее.
«Первая задача при работе с новичком - это настройка самого инструмента - голоса. Снятие телесных зажимов, работа с дыханием, резонаторами и так далее. Новички в плане психического настроя пластичнее, податливей, с ними проще. Если же приходят ребята, которые уже поют в группе - плотный гастрольный график и много материала - то их бывает довольно сложно разворачивать в нужную сторону. В их голове уже сложился некий образ себя и бывает непросто расширить границы понимания человеком собственного инструмента. Интересно, что с самыми лучшими учениками самая тяжелая борьба в начале;)) Человеку надо объяснить то, что я не пытаюсь внедрить в него чужеродный объект. Ему понятно, что надо улучшить вокал, но он может не вполне быть готовым к методам. Например, что надо заниматься регулярно, в том числе и дома, расширять или изменять репертуар».
Без доверия не будет результата, потому что на момент обучения педагог фактически становится ушами вокалиста. В начале он - единственный обладатель критерия, по которому вокалист может судить о том, насколько он продвинулся в обучении. А процесс этот может быть очень непростым, в том числе для опытного вокалиста.
Сложности возникают и в том случае, когда ученики путают понятия «удобно» и «привычно». Привыкает человек к определенной манере пения — и держится за нее, а в процессе обучения выясняется, что все то же самое можно делать гораздо легче и с большим удовольствием, особо не напрягаясь. Например, когда приходят студенты с академическим образованием, им сложно представить, что экстрим-вокал (или расщепленный вокал) — достаточно мягкая и абсолютно безвредная для голоса техника.
Подход к ученику может зависеть не только от уровня его подготовки, но и от его особенностей восприятия и переработки информации: визуал он, аудиал или кинестетик. Первым надо картинки показывать с вокальными упражнениями, вторые могут уловить звук, если преподаватель сам споет, третьим комфортно, например, с пушистой птичкой в руках, или попрыгать для нужного настроя. На первый взгляд, проще всего с аудиалами, но здесь подстерегает проблема: вместо того, чтобы извлекать собственные звуки, они начинают копировать преподавателя или любого другого артиста. Подобные трудности приходится преодолевать в работе с ресторанными музыкантами, которые могут подражать Пугачевой, Киркорову или Уитни Хьюстон, но своего голоса у них будто и нет. Екатерина поясняет: «Работа моя заключается в том, чтобы перевести их на «другую площадку» — извлечь из ресторана и поставить на большую сцену, чтобы они позволили себе раскрыться, высказать свое мнение с помощью музыки».
«Процесс рождения нового звука очень увлекательный, и меня, как преподавателя, это больше всего радует в профессии. Во-первых, ты никогда не предугадаешь момент, когда это произойдет — очень быстро, или же ждать придется долго. Во-вторых, это совершенно потрясающее ощущение, когда человек просыпается утром и понимает, что он может петь. Это один из законов диалектики — переход количественных изменений в качественные, и он работает!»
Из недавних примеров — история с Михаилом Житняковым, нынешним вокалистом группы «Ария». До того, как прийти заниматься вокалом к Екатерине, он был вокалистом известной московской группы «Гран-КуражЪ», то есть человек с уже сложившимся сценическим образом, привыкший к определенному звучанию своего голоса. «Какие-то вещи надо было менять, и менять кардинально - рассказывает Екатерина, - и поэтому я сразу серьезно поговорила на эту тему с самим Михаилом, а также с «арийцами» - Дубининым и Холстининым. Речь шла о том, насколько мне дозволено вмешаться в процесс работы вокалиста группы, и очень порадовало, что ребята были полностью согласны с моими комментариями. Сказали: «Меняйте, как считаете нужным, мы вам доверяем». Это очень важно, потому что самое главное, я считаю, между педагогом и студентом - это доверие. Если доверия нет, ничего не получится».
«Каждая песня — это роль»
Отдельная категория учеников — музыканты (гитаристы, клавишники, духовики, композиторы). Они могут быть виртуозами в своём деле, но, поскольку их вокальный аппарат не настроен, попадать в ноты голосом у них не получается. Весь процесс «настройки» им пережить довольно трудно, если они не обладают достаточной силой воли и верой в успех. Это не такой уж длительный процесс, но психологически тяжелый, потому что идет чисто физиологическая работа, музыки в ней пока что нет. Но зато когда голос становится на дыхание и включаются в работу резонаторы, эти люди начинают петь практически мгновенно. Ведь вокалист — это инструмент и исполнитель в одном флаконе, и если он уже зрелый музыкант, то что играть – вопросов не возникает. В этом свете у некоторых новичков имеется следующая проблема: инструмент (то есть голос) преподаватель им настроит, а вот играть на нем они не могут, потому что им нечего и не о чем, у них очень низкий уровень музыкальной культуры. Следовательно, наряду с обучением вокалу нужно наполнить их духовную часть и развить общую музыкальность.
Для этого в студии MusicWay существуют дополнительные предметы: сольфеджио, теория музыки, а так же актерское мастерство, которое преподает Михаил Нахимович («Черный Кузнец», ВИА «ПЕNЬКИ») — ведущий ток-шоу «КонтраПункт», актер и вокалист с более чем десятилетним стажем, один из последних учеников кафедры Режиссуры и Актерского мастерства под руководством З.Я.Корогодского.
- Михаил, как вы считаете, для чего вокалистам нужно актерское мастерство?
- Когда ты выходишь на сцену и берешь на себя право что-то со сцены петь или говорить, ты должен понимать, что публика внимательно оценивает не только твой внешний вид, манеру поведения, но и то, о чем ты поешь или говоришь. Соответственно, ты и сам должен понимать, что не просто выходишь демонстрировать себя, а несёшь людям мысль, эмоцию. И это нужно уметь делать. Когда ты учишься вокалу, то первое время уделяешь больше внимания тому, как звучат гласные, а любой педагог по актерскому мастерству очень внимательно следит за дикцией и обращает внимание больше всего на согласные, потому что они должны быть четкими ибо именно от них зависит смысл того, что ты говоришь или поешь. Каждая песня, как роль, всегда имеет внутреннее содержание, вложить которое в нее должен ты. Тогда смыслом наполняется и твое поведение на сцене, каждый жест, каждое движение приобретают особое значение.
Если раньше, чтобы выделяться, достаточно было быть яркой личностью на сцене, то уже к концу ХХ века количество музыкантов возросло настолько, что выделяться стало труднее. Сейчас любая оригинальность теряется в ряду других таких же оригинальностей, и в результате мы имеем на нашей рок-сцене сотни похожих друг на друга групп и артистов, а широкая публика за пределами клубов, интернета и рок-культуры продолжает считать, что рок-группы в России просто копируют музыку западных исполнителей. Единственный выход — стремиться к профессионализму, к саморазвитию. Одного вокала недостаточно, развиваться нужно всесторонне, в том числе и в актерском направлении, ибо это, как ничто другое, работает на уникальность.
- В чем разница подходов к студенту-новичку и к уже сложившемуся артисту?
- Прежде всего в том, что новичок одновременно учится и пению, и актерскому мастерству, и усваиваются все детали достаточно органично. Работу над песней начинать надо со смысла, а уже потом придёт манера её исполнения. В этом как раз и состоит сложность обучения актерскому мастерству уже состоявшихся вокалистов, потому что чаще всего они прекрасно знают, как спеть, но не задумываются о чем они поют. Когда техника исполнения выстраивается с опорой на смысл песни, стереотипы ломаются - тем интереснее наблюдать, как меняется форма подачи материала у человека, который начал задумываться о содержании.
Екатерина: «Я полностью согласна с Михаилом в том, что осознанность и ответственность за то, что ты делаешь на сцене - одно из главных качеств артиста. Это делает его не просто исполнителем, а носителем культуры. Причем ни в коем случае не массовой. Недавно мы с Михаилом запустили проект — ток-шоу «КонтраПункт», которое к культуре имеет самое прямое отношение. В прошлом году я с восторгом прикоснулась к части музыкальной культуры, от многих людей скрытой. Это потрясающая академическая музыка ХХ века, современная, которую создают молодые композиторы, и аутентичная народная, не имеющая ничего общего с тем лубком, который предъявляют иностранцам, не говоря уже о музыкантах более «лёгких» жанров… Так я поняла, что это надо срочно нести это «в народ». Уже вышло пятнадцать выпусков, а ведь все только начинается!»
Путь в «terra incognita»
Примечательно, что Екатерина не сравнивает себя ни со скульптором, ни со строителем, - а ведь эти или похожие ассоциации приходят в голову, когда говорят о талантливом педагоге. «Я — попутчик, проводник, сталкер. Веду людей в неизведанную землю, terra incognita, которая для них была закрыта. И самый прикол заключается в следующем: несмотря на то, что у меня есть карта, потому что я там уже бывала не раз, эта земля меняется в зависимости от ученика, с которым я иду. Надо просто дать человеку возможность почувствовать эту неизвестную землю, понять, что его возможности гораздо больше! Ведь это не что иное как Путь к Себе! » (улыбается)
Над статьёй работали Зоя Ласкина, Екатерина Белоброва Фото Анастасии Фрид, Нины Вороновой